Педагогический университет

Приказом Министерства образования Российской Федерации №521 от 21.12.1993 институт переименован в университет.

С 1997 года БГПУ возглавил профессор Владимир Михайлович Лопаткин. Университет уже представлял собой крупнейший обра­зовательный комплекс Сибири, имеющий в своем составе лингвистический институт (дирек­тор к.ф.н., проф. Э.Е. Курлянд), 7 факуль­тетов (филологический, математический, физический, исторический, педагогичес­кий, а также факультеты физического вос­питания и начальных классов), 52 кафед­ры, 3 структурных подразделения на пра­вах факультета, НИИ проблем управления образованием, НИИ социально-экономи­ческих проблем образования, институт ин­форматизации образования, 19 учебных на­учно-исследовательских лабораторий, центр подготовки менеджеров образова­ния, центр дополнительного образования, библиотеку, издательство и другие админи­стративно-хозяйственные подразделения. При университете открыт Алтайский краевой педаго­гический лицей. В 1989 г. на базе БГПУ был создан учебно-научно-педагогический комплекс (УНПК) Алтайского края.

Рис. 1

Число обучаемых в университете, вклю¬чая основное, послевузовское и дополнительное образование по очной, заочной и очно-заочной формам обучения составляло 8610 человек. Университет осуществлял образовательную деятельность по 4 направлениям и 15 специальностям основного высшего образования, 14 научным специальностям послевузовского образования и по 2 специальностям дополнительного профессионального образования. Открыто 5 новых специальностей, расширена аспирантура, в докторантуре подготовка специалистов выс¬шей квалификации велась по 2 специальностям.

Непрерывная многоуровневая подготовка по ряду специальностей высшего профессионального образования в системе «педколледж (педучилище)-университет» по сквозным образовательно-профессиональным программам позволяла сократить затраты и сроки подготовки специалистов с высшим педагогическим образованием (рис. 1).

В 2002 г. вуз имел лицензии на 26 программ высшего образования и 15 программ послевузовского образования (аспирантура). Лицензированы направление подготовки специалистов 620100 — «Лингвистика и межкультурная коммуникация» с тремя специальностями: 022600 — «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур»; 022900 — «Перевод и переводоведение» и 023000 — «Теория и практика межкультурной коммуникации». Лицензированы специальности 032000 — «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)»; 031300- «Специальная педагогика»; 540200 — «Физико-математическое образование»; 540300 — «Филологическое образование»; 540400 — «Социально-экономическое образование», 030600 — «Технология и предпринимательство»; 01.01.04 — «Геометрия и топология»; 05.13.16 — «Применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях (в области физико-математических наук)»; 05.13.18 — «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ)»; 13.00.02— «Теория и методика обучения математике»; 10.02.01 — «Русский язык» и т.д., а также магистерская подготовка по направлению 540600 — «Педагогика». Учебный процесс в достаточной степе¬ни обеспечивался научной и методической литературой (рис. 2). Рост библиотечного фонда составил 11,2%.

Рис. 2

Дополнительным источником пополнения фондов библиотеки являлись международные связи: вузу безвозмездно переданы комплекты учебной и научной литературы коллегами из Мюнстерского университета, ун-та Северной Аризоны и др, издания преподавателей-ученых вуза. Всего за 5 лет было издано различной литературы свыше 3500 печ.л. Это сборники научных статей, монографии, учебники и учебные пособия, учебно-методические пособия и разработки, учебные программы. Среди них учебное пособие И.К. Шалаева для слушателей ФПК и ППРО «Программно-целевая психология управления» (11,8 печ.л., 1998 г., премия Алтайского края в области науки и образования за 1999 год); комплект учебных пособий (10 шт.) по физике А.А. Шаповалова (общий объем свыше 80 печ. л., 1995-1999 гг., премия Алтайского края в области науки и образования за 2000 год); учебное пособие С.Я. Ромашиной, Л.И. Шварко, Л.А. Никитиной «Моя малая Родина Барнаул» (13 печ. л., 1999 год, заказ администрации г. Барнаула), учебное пособие Л.А. Кочетовой, Н.В Москаленко, Г.Н. Зыковой, Т.В. Максимовой, О.Г. Максименко, А.М. Лебедева «English for Intermediate Students» (14 печ.л., гриф УМО МО РФ, 2000 г.) и др.

В лингвистическом институте создан уникальный учебно-исследовательский комплекс. Он включал в себя библиотеку оригинальной учебной и научной литературы на иностранных языках, лабораторию аудио- и видеоматериалов с большим фондом, участок множительной техники, спутниковое телевидение, компьютерный класс, современный лингафонный кабинет, Центр модераторов, филиал Гете института (г. Мюнхен) со своими материальными средствами. Лингвистический институт признан как ведущий центр по иностранным языкам за Уралом и ему делегированы полномочия филиала УМО по лингвистическому образованию.

В учебном процессе исторического факультета (декан М.А.Демин) активно используются краеведческие материалы, собранные студентами в археологических экспедициях и хранящиеся в историко-краеведческом музее (директор Т.К. Щеглова). В архиве более 500 пленок записей старожилов — устных исторических источников. На занятиях по геометрии и математическому анализу (факультет математики и информатики, декан Л. А. Одинцова) используются компьютеры как средство обучения, например, компьютерная графика для иллюстрации построения геометрических фигур, пересечения пространственных фигур; на занятиях по дидактике математики используется видеотехника для демонстрации фрагментов уроков лучших учителей края с последующим их обсуждением.

На физическом факультете во всех учебных лабораториях имеются компьютерные работы, где моделируются физические процессы, которые либо невозможно, либо слишком дорого показать в реальном виде.

Выпуск молодых специалистов в 2001 году составил 853 чел., это 89,3% от набора. Ежегодно от 80% до 90% выпускников получают направление на педагогическую работу либо на продолжение учебы (магистратура, аспирантура).

Продолжал успешно развиваться учебно-научно-педагогический комплекс Алтайского, получивший высокую оценку Министерства народного образования РСФСР в 1989 году и серебряную медаль ВДНХ. В 1999 году он трансформировался в Алтайский университетский школьно-педагогический округ (АУШПО). Созданы свои УНПК на базе Бийского педуниверситета и Барнаульского педколледжа, которые вошли как составляющие элементы в АУШПО. Каменский и Славгородский педколледжи превратились в представительства университета. В августе 2001 года приказом Минобразования России на базе вуза создана федеральная экспериментальная площадка по разработке моделей и механизмов создания и функционирования университетских комплексов. Заключен договор по близкой тематике с Национальным фондом подготовки кадров. В начале апреля прошла Всероссийская конференция, на которой опыт БГПУ получил высокую оценку коллег из 23 вузов России.

Образовательный процесс осуществляли 565 преподавателей. Из них докторов наук, профессоров — 51, кандидатов наук, доцентов — 310, что составляло 55% от числа физических лиц. Очевидна динамика профессорско-преподавательского состава в качественном отношении. В1997 году преподавателей с учеными степенями и званиями было 226 человек, что составляло 47,5%. В 2002 году уже 281 или 58,3%. Выросло число докторов наук с 17 до 30, т.е. рост составил 76,5%. Процент преподавателей с учеными степенями и званиями составляет от 40,9% у ФИЯ до 95,2% у ФПК ППРО. В составе преподавательского корпуса вуза 11 академиков, 28 членов-корреспондентов различных академий, 1 заслуженный деятель науки РФ, 5 заслуженных работников высшей школы РФ, 6 заслуженных учителей РФ, 1 заслуженный работник культуры РФ, 2 заслуженных деятеля искусств РФ, 18 почетных работников высшего профессионального образования РФ.

Достижения университета неразрывно связаны с именами его ветеранов: Б.И. Беликова, Е.Я. Болговой, А.Д. Козлова, Н.Я. Костанде, Л.С. Ларичевой, Н.Т. Молчанова, P.M. Поликановой, В.Я. Ситникова, П.М. Субботина, П.А. Третьякова. С 1948 г. трудится Г.В. Жигулин, более 40 лет проработали А. П Ореховская, Д.В. Клушин, А.П. Уманский, З.С. Ионина, П.П. Кондрусова, Р.А. Воронова, Л.А. Куке, Е.Ф. Широкова, В.Н. Гончаров, продолжали трудиться М.И. Сорокин, И.М. Шапиро, Н.Е. Тютькина, Б.Н. Трухин, Н.В. Ефремова, Т.Г. Батенева, Л.С. Толкунова, В.Н. Воробьев, Б.Д. Пайсон, И.И. Харыбин, А.К.Чикильдик, Н.Н.Панькова, Э.Д. Савенко, Л.В. Соловьева, Р.Г. Насонов, В.М. Кондратенко, Г.М. Зимина. В университете сформировался коллектив единомышленников, которому по плечу решение самых сложных проблем. Это проректоры: Ю.Г. Воров, Г.А. Калачев, Л.М. Растова, B.C. Сабельникова, С.Д. Каракозов, В.И. Драничников Б.Е. Коньковский; деканы: Э.Е. Курлянд, Э.П. Хомич, С.Я. Ромашина, Л.А. Никитина, Л.А. Одинцова, В.И. Евтеев, И.Е. Сазонов, М.А. Демин, Т.Н.Слибченко, СЮ. Нагорная; заведующие кафедрами: Л.А. Козлова, О.В. Трунова, Э.Т. Вольтер, Г.П. Козубовская, O.K. Краснорядцева, В.А. Рассыпнов, Ю.А. Моторинский, М. Д. Петропавловский, Н. М. Певин, А. В. Овчаров, АА. Шаповалов, И.К. Шалаев, СМ. Будкеев, В.Н. Филиппов, В.И. Матис, Л.И. Цибирова, Н.А. Руденко, Н.А. Падалкин, П.А. Шептенко, Н.С Козлов, СИ. Мануйлов, А.Я. Долгов и др.»

Укреплялись международные связи вуза. Действовал договор о сотрудничестве со Швейцарией фонда «Сибирь-Швейцария». Большинство факультетов участвовали в реализации планов по линии Совета Ев¬ропы, активно развивались наши отношения с университетами Вильгельма (Мюнстер, ФРГ), Виадрина (Франкфурт-на-Одере, ФРГ), Северной Аризоны (Флэгстав, США), Земельным институтом повышения квалификации и переподготовки учителей (Земля Северный Рейн-Вестфалия, Зост, ФРГ), Уэйн-колледжем (США). Просматриваются перспективы расширения сотрудничества с университетом г. Констанц (ФРГ).

Все ведущие преподаватели кафедр ФИЯ прошли повышение квалификации в странах изучаемого языка, хорошо владеют живым языком, обеспечивая высокий уровень преподавания в вузе.

В период с 1997 по 2002 г. в университете успешно шла работа по созданию единой информационной среды университетского комплекса.

За этот период библиотечный фонд университета увеличился с 533 до 593 тыс. экземпляров. Финансирование на приобретение библиотечного фонда выросло с 254 тыс. рублей в 1998 году до 812 тыс. рублей в 2001 году. Продолжились работы по созданию электронного каталога библиотеки. Университетом заключен договор с краевым Комитетом по образованию по развитию научно-педагогической библиотеки университетского комплекса, начата реализация проекта по созданию региональной информационной системы учебного книгоиздания, для реализации которого университетом получен грант Национального фонда подготовки кадров размером около 7 млн. рублей. Компьютерная составляющая информационной среды также развивалась достаточно успешно. Количество IBM-совместимых компьютеров увеличилось с 126 до 432 единиц (без учета морально устаревшей техники), количество учебных классов вы¬росло с 6 до 19, прежде всего, за счет факультетов (рис. 3).

Скорость доступа к Интернет увеличилась за эти годы почти в 70 раз.

Университет является крупным научным центром в области образования Сибири. На его базе в 1996 году создано Сибирское отделение Международной академии наук педагогического образования, объединившее 8 коллективных членов отделения, среди которых все педагогические вузы Западной Сибири.

В университете сформировались известные научные школы в области педагогики, истории, филологии, физики твердого тела. Развиваются исследования, вошедшие в федеральные и региональные научно-исследовательские программы. За последние три года учеными вуза разрабатывались 77 научных тем объемом 7005,3 тыс. рублей, получено 59 патентов и грантов.

В аспирантуре университета обучалось 230 чел., за последние три года выпущено 83, из которых защитились 32; в докторантуре — 17 чел., выпущено за то же время 5, защитилось 2. Объем финансирования НИР за 5 лет увеличился с 77,5 тыс. руб. в 1997 г. до 4600,8 тыс. руб., т.е. почти в б раз. При этом финансирование за счет госбюджета из средств МО РФ на конкурсной основе возросло в десятки раз: в 1997 г. оно составляло 10 тыс. руб., в последующие годы колебалось от 164 до 412 тыс. Всего за 5 лет университетом получено из министерства на развитие науки 834,2 тыс. руб., в предыдущую пятилетку такого финансирования вообще не было (рис. 4).

Эффективным способом финансирования НИР являлись конкурсы грантов РФФИ, РГНФ, Сороса и другие, объем которых последовательно нарастал: в 1997 г. — 27,5 тыс. р., в 2001 — 216,2 тыс. руб. А всего за 5 лет по грантам получено 478,8 тыс. руб., т.е. больше половины сум¬мы госбюджетного финансирования. Наиболее активно участвовали в конкурсах грантов д. ф.-м. наук, профессор Е.Д. Родионов, д.с. наук., проф. В.А. Рассыпнов, к.и.н., доц. B.C. Бойко.

С нулевого уровня до 1627,3 тыс. руб. в год возрос в эти годы объем финансирования НИР из средств зарубежных источников: Институт Устойчивых Сообществ (США), Всемирный Банк через Национальный фонд подготовки кадров. В этом большая заслуга принадлежала профессорам Ю.Г. Ворову, С.Д. Каракозову, В.А. Рассыпнову. Многочисленные зарубежные гранты (США, Германии, Франции) получены преподавателями факультета иностранных языков.

В вузе действовало 14 научных лабораторий, финансируемых из бюджета, и 4 лаборатории на общественных началах. В университете создан межвузовский Центр региональных проблем дистанционного образования.

Значительных успехов университет добился в подготовке кадров высшей квалификации. Число специальностей в аспирантуре увеличилось до 14, открыта докторантура по 3 специальностям. В 2002 году в аспирантуре БГПУ обучались 230 аспирантов и 17 докторантов.

Рис. 5

За 5-летний период преподавателями защищены 16 докторских и 90 кандидатских диссертаций (рис. 5).

В университете открыт докторский диссертационный совет по трем специальностям (2 по педагогике и 1 по психологии), а также кандидатский совет по германским языкам.

БГПУ продолжал играть важную роль в подготовке кадров высшей квалификации для Алтайского университетского школьно-педагогического округа, базовой организацией которого является. Только за последние годы в диссертационных советах БГПУ защитили кандидатские диссертации 18 сотрудников сторонних организаций, входящих в состав АУШПО, а у 13 из них руководителями работ были ученые вуза.

Количество изданных монографий за 5 лет составило 46, в предыдущую пятилетку их было 26. Издано 92 сборника научных трудов (в прошлую пятилетку — 44), 459 учебных изданий (было 346), опубликовано 3462 статьи, в т.ч. 43 за рубежом (было соответственно 2170 и 16). Проведено 49 конференций краевого уровня, в т.ч. 15 всероссийских и международных.

Учреждено новое научное издание — журнал «Вестник БГПУ», первые 3 выпуска которого вышли в свет в 2001 г.

Рис. 6

Общее число студенческих публикаций за эти пять лет составило 124, в т. ч. 44 без соавторства преподавателей, а 8 изданы в центральной и даже в зарубежной печати. Создан университетский Совет НИРС (председатель к.ф.н., доц. С.А.Мансков) (рис. 6).

Значительная работа проделана по теоретическому осмыслению процессов воспитания молодежи. Наиболее значимым событием в этом отношении явилась Всероссийская научно-практическая конференция (март 2000 г.) «Теория и практика воспитательной работы в высшей школе». Существенное воспитательное значение имело проведение государственных праздников, знаменательных дат: празднование 200-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина, 180-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского, 55-летия победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне, 80-летия комсомола и другие даты. Научная библиотека вуза организовала выставки литературы к знаменательным датам, проводила встречи со студентами, читательские конференции. Интересна в этом направлении работа музея истории и развития образования в Алтайском крае.

В БГПУ большое внимание уделялось физическому воспитанию. Как и положено, лидером в этом отношении является факультет физической культуры. Работало 14 секций, в них занималось 850 студентов. На физическом факультете ежегодно проводятся первенство по шахматам, кикбоксингу, волейболу, баскетболу, товарищеские встречи между младшими и старшими курсами по волейболу. Среди студентов и выпускников БГПУ есть спортсмены российского и мирового уровня: двукратный олимпийский чемпион по биатлону Сергей Тарасов, участники зимних олимпийских игр 2002 г. конькобежец Сергей Клевченя и лыжник Виталий Денисов и др. Принимал участие в чемпионате мира 2002 г. по футболу в составе сборной России Алексей Смертин.

Большую воспитательную работу проводил факультет дополнительных педагогических профессий, на базе которого существует кафедра искусств. В это время на 26 отделениях ФДПП занималось 1512 студентов 1- 2-х курсов. Появились новые отделения - библиотечное дело, школа парикмахеров. В вузе продолжали пользоваться популярностью творческие коллективы: хоровая капелла «Гаудеамус», ансамбли народной музыки «Сказ», танца «Вдохновение», джазовой песни «Леди Блюз», народного танца «Фантазия» и др.

В 2002 г. проводился первый внутривузовский фестиваль студенческих театров «Театральная весна-2002». Коллективы вуза (КВН «Пятое колесо», ансамбль современ¬ного танца «Вива-данс» и др.) проявили себя активными участниками фестивального движении. Студенческий театр на французском языке «Амальгама» на Всероссийском фестивале в г. Екатеринбурге (весна 2002 г.) получил Гран-при и путевку в г. Гренобль (Франция). В БГПУ работал клуб самодеятельных художников, за 5 лет проведено 18 выставок.

В поле зрения руководства вуза находились проблемы развития студенческого самоуправления, воспитательная работа в студенческих общежитиях. Возрождено соревнование студенческих общежитий.

По итогам рейтинга 2001 г. среди педагогических вузов России БГПУ находился на 17 месте из 68. К 75-летнему юбилею(2008 г.) БГПУ представлял собой современной образовательный комплекс, включающий 9 факультетов, лингвистический институт, подготовительное отделение, отделение по обучению иностранных граждан русскому языку, 15 общевузовских кафедр, 37 кафедр в составе факультетов, 3 НИИ, 4 научно-методических центра, 14 учебно-научно-исследовательских лабораторий, докторантуру и аспирантуру, редакционно-издательский отдел. Научно-педагогическая библиотека университета располагала тремя читальными залами и филиалами во всех учебных корпусах, специальным отделом редкой книги и краеведческой литературы, залом открытого доступа литературы для студентов вузов и средних специальных учебных заведений края, электронным каталогом (доступным через локальную сеть БГПУ и Интернет). Для студентов созданы условия для учебы и отдыха: 4 общежития, несколько столовых, студенческий санаторий-профилакторий «Мечта», спортивно-оздоровительный лагерь «Олимп» в сосновом бору на берегу реки Оби, лыжную база, в 2010 г. сдано современное общежитие для семейных студентов.

Лицензированы 6 укрупненных групп специальностей, университет становится достаточно многопрофильным вузом. Педагогическая составляющая в лицензии преобладает. Лицензировано 28 образовательных программ ВПО из 45 существующих, это составляло 62,2%.

Только за последние пять лет лицензированы 15 образовательных программ:

Фактически на каждом факультете в соответствии со спецификой образовательной программы происходила модернизация образовательной деятельности.

Значительный вклад в совершенствование учебного процесса внес ЛИИН (директор – профессор Э.Е. Курлянд). В институте разработана и внедрена рейтинговая система оценивания качества обученности студентов, основанная на Общеевропейской шкале уровней владения языком. Их опыт пригодится всему коллективу университета при переходе на третье поколение государственных стандартов, построенных на компетентностной, модульно-рейтинговой системе.

На филологическом факультете (декан – профессор Э.П. Хомич) введение новых специализаций привело не только к повышению конкурса при поступлении на факультет, но и создало благоприятную образовательную среду, когда открытые лаборатории и Центр детского и юношеского чтения работают на подготовку учителя русского языка и литературы.

Педагогический факультет (декан – профессор Л.И. Шварко) ввел в образовательные программы по дошкольному образованию и социальной педагогике проектные методики, когда завершение учебных дисциплин, практикумов и практик завершается созданием индивидуальных студенческих проектов с использованием ИКТ, которые можно внедрять в образовательную практику будущим выпускникам.

На физическом факультете (декан – доцент А.В. Овчаров) нашли очень эффективную форму прохождения педагогической практики по информатике, когда студенты–тьюторы совмещают ее с организацией повышения квалификации учителей сельских школ в области компьютерной грамотности.

На факультете математики и информатики (декан – профессор Л.А. Одинцова) в учебном процессе широкое применение нашли электронные презентации лекций по дисциплинам предметной подготовки, электронных учебно-методических пособий на практических занятиях. Особый интерес представляет использование технологии «портфолио» в процессе организации самостоятельной работы по математическим дисциплинам. Лидером в учебном применении Интернет-технологий не только на факультете и в университете, но и в системе образования края, является кафедра вычислительной математики и программирования (заведующая кафедрой – доцент Д.П. Тевс).

Исторический факультет (декан – профессор М.А. Демин) при реализации образовательной программы «Учитель истории» отличает тесная связь со школами: созданные археологические лагеря для студентов и школьников; краевая олимпиада по истории, благодаря которой в вуз попадают сильные и заинтересованные абитуриенты; организация встреч с авторами учебников по отечественной истории; подготовка программ, учебных пособий и учебников для реализации регионального компонента в полной образовательной школе.

Факультет начальных классов (декан – профессор В.А. Рассыпнов) внес большой вклад в развитие непрерывного педагогического образования, совместно с педагогическим факультетом создал экспериментальную краевую площадку по предшкольному образованию, активно включился в подготовку электронных учебно-методических комплексов. Главное внимание на факультете уделялось созданию учебных пособий для овладения методиками по вариативным программам и системам начального общего образования.

Широкое применение нашли инновационные технологии в учебном процессе факультета физической культуры (декан – профессор С.И. Мануйлов). Достаточно привести примеры с использованием компьютерных технологий при отработке сложных двигательных действий (прыжки в высоту, метание предметов), когда с использованием цифровой камеры производится «раскадровка» техники выполнения и вносятся коррективы индивидуально для каждого студента. Можно назвать и использование компьютерных программ по анализу технико-тактических действий в игровых видах спорта.

Одним из важнейших аккредитационных показателей НИР продолжало оставаться ее финансирование. За эти 5 лет университетом освоено в общей сложности 77514,4 тыс. руб., что в 10 раз больше, чем за предыдущую пятилетку (7,7 млн. руб.).

Диаграмма 11. Объем освоенных средств (млн. руб.) Диаграмма 11

В результате среднегодовой объем финансирования научных исследований вуза за пять лет составил 15,5 млн. руб., что в 1,5 раза выше аккредитационного уровня, установленного МО РФ для университетов (10 млн. руб.).

Превышен также и введенный в 2005 году новый показатель аккредитации вузов: среднегодовой объем научных исследований на единицу научно-педагогического персонала за 5 лет. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки он установлен для университетов на уровне 18,0 тыс. руб. В БГПУ – 27,3 тыс. руб.

Как видно из диаграммы 12, произошел существенный рост объемов финансирования НИР по всем источникам.

Важным представляется начавшееся в этой пятилетке финансирование научных проектов из регионального бюджета, составившее в общей сумме 12,3 млн. руб.

Диаграмма 12. Динамика соотношения различных источников финансирования НИР (тыс. руб.) Диаграмма 12

Увеличение финансирования НИР из внешних источников позволило нам более рационально использовать на эти цели собственные средства.

С одной стороны, в абсолютных цифрах затраты собственных средств на НИР выросли в 4,5 раза. За прошедшую пятилетку ректоратом из внебюджетных фондов выделено 32,8 млн. рублей. Они пошли на финансирование деятельности 14 УНИЛ; оплату научных командировок и стажировок; издание 5 научных журналов, сборников научных трудов; организацию научно-практических конференций и издание их материалов; приобретение научной аппаратуры и оборудования; материальную поддержку преподавателей, докторантов и аспирантов при подготовке и защите диссертаций; ежегодное премирование сотрудников за успехи в НИР и т.п.

За рассматриваемый период более эффективно осуществлялось внедрение результатов научных исследований. Прежде всего следует отметить рост числа изданных преподавателями монографий с 47 в прошлой пятилетке до 71 в этот период. В результате среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и званиями составил 3,98 (аккредитационный уровень для университетов – 2,0).

Вышли 163 сборника научных трудов (в 1997 – 2001 годах – 92). Преподавателями издано 553 учебника и учебных пособия, в том числе 38 с грифами УМО и МО РФ (в прошлую пятилетку было издано соответственно 456 и 4).

Диаграмма 14. Внедрение результатов НИР Диаграмма 14

На базе университета проведены 103 научно-практические конференции, из них 53 международных и всероссийских (в прошлой пятилетке соответственно 49 и 15).

Общее число публикаций за отчетный период составило 4425, что на 889 больше, чем в прошлую пятилетку. В связи с повышением требований ВАК к качеству издаваемой диссертантами научной продукции существенно возросло число публикаций в центральных журналах, в том числе рекомендованных Высшей аттестационной комиссией. В зарубежных изданиях опубликовано 59 статей (в 1997-2001 годах – 43).

Наиболее активными в издательской деятельности были: Л.В. Львова, опубликовавшая за этот период монографию и 4 учебных пособия под грифами УМО; В.Н. Филиппов – 4 монографии; Э.К. Брейтигам, С.Д. Каракозов и С.А. Ан – по 2 монографии и учебному пособию; Т.Г. Пшенкина, О.А. Брылева, А.Н. Свиридов и Т.К. Щеглова – по 2 монографии; Л.А. Церникель – монографию и 2 учебных пособия; Г.П. Козубовская, И.Р. Лазаренко и Н.А. Матвеева – по монографии и учебному пособию; С.А. Владимирцева, Л.К. Синцова, Ю.С. Ефремов, М.Д. Петропавловский – по 2-3 учебных пособия с грифами и др.

Отметим также наших ученых, получивших награды за успехи в научно-исследовательской деятельности. Лауреатами премии Алтайского края в области науки стали профессора А.Н. Крутский, В.М. Лопаткин, В.Н. Гончаров, П.П. Костенков, В.Н. Тырышкин. Демидовской премии в 2003 году удостоена Т.К. Щеглова. В 2002 году В.Н. Мошкин отмечен благодарностью министра образования В.М. Филиппова за победу во всероссийском конкурсе «Безопасность человека – 2002» в номинации «Методические материалы». В 2005 году доцент А.Д. Насонов, а в 2007 году профессор С.Д. Каракозов получили свидетельства Экспертного совета всероссийской программы «Шаг в будущее» за высокий уровень руководства исследовательской деятельностью молодежи.

Результатом целенаправленной работы по подготовке кадров высшей квалификации стало улучшение качественных показателей ППС. За 2002 – 2006 годы 18 сотрудников и докторантов защитили докторские диссертации, 201 преподаватель и аспирант – кандидатские. Соответствующие показатели прошлой пятилетки – 15 и 80. В результате процент преподавателей с учеными степенями и званиями вырос с 58,3% до 65,6%, а докторов наук и профессоров с 9,5% до 10,1% (аккредитационные показатели для университетов соответственно 60% и 10%).

Улучшение качественного состава ППС достигнуто, прежде всего, за счет успешно работающей и развивающейся аспирантуры. Открыты 4 новые научные специальности. Теперь в аспирантуре 18 специальностей и 8 научных направлений подготовки. Это в 2 раза превышает аккредитационный показатель для университетов (4 направления). В данное время в аспирантуре БГПУ обучалось 229 человек, а закончили ее – более 200. Средняя эффективность аспирантуры, определяемая по числу защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры, составила 50,4%, при аккредитационном показателе – 25%. В этом большая заслуга научных руководителей, которыми были практически все доктора наук вуза. В числе наиболее активных и эффективных научных руководителей можно отметить профессоров А.Н. Орлова, И.К. Шалаева, Л.А. Козлову, О.В. Трунову, М.А. Демина, О.М. Краснорядцеву, Н.С. Козлова, С.А. Ан, Г.П. Козубовскую.

В улучшении качественного состава преподавателей большую роль играли диссертационные советы, наличие которых при университете также является обязательным аккредитационным показателем. В это время при БГПУ работали два докторских диссертационных совета по шести педагогическим, психологическим и историческим специальностям, а также единственный за Уралом кандидатский совет по германским языкам. За 2002 – 2006 годы в этих советах защищены 364 диссертации, из них 18 – докторские. В первую очередь следует отметить докторский совет по педагогике и психологии, существующий с 1997 года, которым все эти годы бессменно руководит профессор И.К. Шалаев. Только в этой пятилетке в совете состоялись защиты 14 докторских и 208 кандидатских диссертаций, а за весь период работы – 325 диссертаций, в том числе 19 докторских.

Хотелось бы также отметить плодотворную работу кандидатского диссертационного совета по германским языкам, которым руководила профессор О.В. Трунова. В этом совете защитилось особенно много преподавателей БГПУ, благодаря чему ЛИИНу удалось существенно повысить качественный состав ППС.

Для нас важно, что в диссертационных советах при БГПУ защищали диссертации соискатели практически из всех вузов края, преподаватели колледжей, практики образования, а также многочисленные представители других регионов (Новосибирск, Томск, Кемерово, Иркутск, Омск, Челябинск, Абакан) и даже Казахстана. Это не только помогало другим учреждениям решать кадровые проблемы, но и расширяло научные связи БГПУ, повышало его авторитет как одного из ведущих вузов края и базового образовательного учреждения Алтайского университетского школьно-педагогического округа.

Диаграмма 16. Защита диссертаций в советах при БГПУ Диаграмма 16

На фоне общего подъема научно-исследовательской работы отмечено определенное оживление НИРС, в которую было вовлечено 79,3% студентов дневного отделения.

За отчетный период десятки студентов выезжали в другие города и регионы для участия в работе научных конференций, олимпиад, неоднократно становились их победителями и лауреатами, поощрялись дипломами и грамотами.

За этот период вышло несколько сборников студенческих научных работ (физический, филологический факультеты, ЛИИН). Студентами опубликовано 485 работ, что в 3,8 раза больше, чем в предыдущую пятилетку (126).

Все это свидетельствует о растущем интересе студентов к научно-исследовательской деятельности и вселяет надежду на пополнение аспирантуры, а затем и преподавательского состава грамотными, квалифицированными кадрами.

Целенаправленную работу по развитию творческих коллективов осуществлял факультет дополнительных педагогических профессий (декан Т.Н. Слибченко). Наряду с 30 коллективами, действовавшими ранее, созданы новые: ансамбль современного танца "Вива Данс" (художественный руководитель Е. Люкшина); вокальный ансамбль "ФЭС – студия" (художественный руководитель О.В. Печенкина); ансамбль народной музыки "Россияне" (художественный руководитель – заслуженный артист России, доцент кафедры искусств С.Н. Клоков); вокальный ансамбль "Глория" (художественный руководитель – ст. преподаватель кафедры искусств Т.М. Лаевская); ансамбль бального танца "Оникс" (художественный руководитель А. Солдатов).

Формирование театральной среды в вузе – эту задачу решал актив по воспитательной работе за истекшие пять лет. У нас 12 театров. Наряду с театральными коллективами, которыми руководят профессиональные режиссеры (С.Ф. Куц – театр "Буфф", Г.Д. Зворыгина – театральная школа филологического факультета), режиссер Е.А. Кукушкин (артист краевого театра кукол) – театр кукол на факультете начальных классов, режиссер М.П. Переверзев (артист театра драмы) – театр "Миркус" на факультете математики и информатики) есть театры, в которых режиссура осуществляется самими студентами, например, "КреАктив" – ЛИИН. На волне развития театрального движения по инициативе нашего вуза проведен общегородской фестиваль спектаклей студенческих театров.

Активное участие в воспитательной, культурно-массовой работе принимает музей истории и развития образования в Алтайском крае (научный руководитель музея – кандидат педагогических наук, профессор кафедры управления образованием Л.А. Церникель, директор – С.В. Бажина). В настоящее время стоит серьезная проблема реконструкции музея.

Проделана значительная работа по развитию стройотрядовского, педотрядовского движения. Студенты БГПУ работали на Коксохиме в г. Заринске, стройотряд "Миф" – на строительстве дороги Алтай-Кузбасс, в ДРСУ в г. Рубцовске, в составе общегородского студенческого отряда занимались благоустройством г. Барнаула, трудились проводниками на железной дороге. Стройотряд исторического факультета "Глория" осуществлял ремонт летной школы в п. Лесное, стройотряд физического факультета "Импульс" хорошо поработал на ремонте учебного корпуса № 1, пр-т Социалистический, 126. Ежегодно наши студенты участвовали в работе краевого педагогического отряда "Ювента".

На базе университета действуют валеологический центр и Алтайский краевой молодежный кризисный центр, помогающие изучать социально-психологические, физиологические проблемы и решать их; издается межвузовский периодический журнал «Педагог», освещающий актуальные проблемы образования. В 2003 году на базе нашего вуза создан Региональный центр обработки информации единого государственного экзамена Алтайского края с целью обеспечения информационной поддержки проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена.

Были открыты представительства, расположенные в таких городах края, как Белокуриха, Камень-на-Оби, Славгород, в р. ц. Кулунда и р. п. Степное Озеро.

Ежегодно федеральные органы управления образованием (Министерство образования и науки РФ) определяют рейтинг подведомственных вузов. Наши позиции в этом рейтинге были достаточно стабильны: 15 – 16 место. Стоит отметить, что мы постоянно занимаем второе место среди педагогических вузов, расположенных за Уралом, вслед за Томским ГПУ.

Наш вуз ориентируется на адресную подготовку специалистов для образовательной системы Алтайского края, для сельской малокомплектной школы. В период с июля 1935 г. по декабрь 2010 г. педвуз произвёл 75 выпусков педагогов, численность которых составила более 53 925 человек. Свыше 60% работников образования Алтая являются нашими выпускниками, в том числе:

Среди них директора школ, завучи, представители государственных структур различного уровня: Роговский Юрий Михайлович-бывший заместитель министра образования РФ, Черепанов Николай Петрович, Черниченко Борис Алексеевич, Тарасов Владимир Анатольевич, Дикарев Сергей Николаевич (комитет соцзащиты) Ремнёва Надежда Степановна, Сенько Юрий Васильевич - академик РОА, Григорьев Святослав Иванович-член-корреспондент РАО, Устенко Николай Григорьевич, Мельников Анатолий Иванович - председатель горисполкома; директора школ и ПТУ - Миронов Александр Алексеевич, Баленко Виталий Антонович, Пахомов Евгений Николаевич, Кулябина Тамара Арсентьевна.

Среди выпускников БГПУ большинство учителей - призеров и победителей нациоанльного проекта «Образование»: Любимкина Ольга Борисовна, Карзакова Ольга Владимировна, Аттарова Вера Васильевна, Бочаров Алексей Юрьевич, Тишкина Оксана Викторовна, это подшефные наших кафедр.

Победители конкурса «Учитель года» - Терновая Лариса Станиславовна.

Первый победитель конкурса “Учитель года Алтая“ – Бедарев Николай Васильевич, выпускник 1980 г. физико-математического факультета.

Выпускницы педагогического лицея, окончившие Барнаульский педагогический университет, Базлова Любовь, преподаватель математики Берёзовской школы Панкрушихинского района и Бердник Ксения,-преподаватель английского языка Алтайского промышленно-экономического колледжа, в 2007 году стали лучшими молодыми учителями России и выиграли гранты.

Среди выпускников и студентов АлтГПА есть спортсмены российского и мирового уровня: двукратный олимпийский чемпион по биатлону Сергей Тарасов, участники зимних олимпийских игр 2002 г. конькобежец Сергей Клевченя и лыжник Виталий Денисов, многократный чемпион мира борец Владимир Шкалов, футболист Алексей Смертин, легкоатлеты Татьяна Котова и Константин Свечкарь, борец Иван Нифонтов, Сергей Маков – серебряный призер Кубка мира по плаванию 2006 года, Алексей Меркулов и Николай Бардуков – пауэрлифтинг, Данил Дудьев – конькобежный спорт. Членами сборных команд России являются: мастера спорта – Александра Шамсутдинова (лёгкая атлетика), Александр Хлопонин (конькобежный спорт), Александр Голубцов и Андрей Завгородний (греко-римская борьба), Иван Старков (футбол), Анастасия Ревякина (хоккей на траве).

Выпускники БУИ, БГПИ,БГПУ и АлтГПА составили костяк педагогических коллективов школ края, пополнили ряды педагогов во многих других регионах России и бывших союзных республиках, трудятся там в качестве преподавателей высшей школы, в сфере управления образованием и культуры. На ФПК/ЦДПО в 1980 – 2010 гг. прошли курс повышения квалификации или профессиональной переподготовки 17826 работников просвещения края, было подготовлено в том числе 500 менеджеров образования и 1446 дипломированных психологов.

Труд наших преподавателей достойно оценен государством: к 75-летию Почётное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» присвоено Труновой Ольге Владимировне, Ефремовой Нелле Васильевне, Орлову Александру Николаевичу, нагрудный знаком «Почётный работник высшего профессионального образования РФ» награждено 7 преподавателей, Почётной грамотой Министерства – 36. Всего – 266 человек.

Последнее обновление: 08-10-2011 в 21:24:31