Педагогический институт
В июне 1941 г. (в это время директором был К.Г. Бубнов) в связи с возросшей потребностью в педагогических кадрах с высшим образованием разрешено было открыть на базе учительского педагогический институт. Институт готовился вступить в новую фазу. Но началась война.
Добровольно ушли на фронт преподаватели Э.А. Рафиков, Н.Т. Мутенин, В.И. Свиряков, были мобилизованы В.И. Иванов (физик), В.И. Иванов (литератор), И.Т. Гомонов, АИ. Хнырев, Д.М. Калинин, А.П. Попов и др. В начале июля на курсы медсестер поступили 23 студентки. Некоторые преподаватели и студенты были направлены на ответственную работу. Так, студент А. Чубаров был отозван на оборонный завод, Н. Слесаренко, И. Елисеев — в политотделы совхозов, Е.Печатнова, А. Носикова — в МТС и т. д.
Учебные занятия начались 15 ноября 1941 г. Институт перевели в Камень-на-Оби (директором его в это время был проф. П.Н. Шимбиреев). Количество студентов на стационаре - 31. Первый «военный» выпуск (1942 г.) на всех факультетах составил всего 35 человек. Заочный сектор, который в 1940 г. подготовил 111 специалистов, в 1942 г. выдал дипломы только 9 выпускникам. Условия жизни и работы в Камне были трудными.
Приезд эвакуированных высококвалифицированных преподавателей оживил научную работу. В начале 1943 года Г.Н.Поспелов завершил докторскую диссертацию по истории русской литературы. Защитил кандидатскую диссертацию по философии Л.И. Сторчак, П.М. Иванов выпустил ряд работ по химии, внедрение которых на предприятиях местной промышленности имело важное оборонное значение.
З.А. Зайончковская, канд ист. наук, возглавив институт в марте 1944 г., организовала его реэвакуацию в августе-сентябре того же года. Набор на первый курс осуществлялся уже в Барнауле. Обучающихся на всех курсах (вместе со студентами учительского института) насчитывалось 73 чел.
Были разысканы преподаватели, работавшие здесь до войны: Е. В. Перминов, В.Н. Саврасов, К.А. Гомонова, М.Б. Петропавловская, А.А. Худяков, И.И. Мельников, приглашены опытные учителя В.Д. Кувшинова, Л.П. Леонов, а также наиболее способные выпускники: А.П. Плотникова, П.Т. Николаенко.
Под учебный корпус пединститут получил здание бывшего госпиталя по улице им. Н.К. Крупской. Студенческое общежитие поместилось в деревянном здании на Социалистическом проспекте. Общежитие преподавателей располагалось в домах на Мало-Олонской, 18 и по ул. Никитинской, 178.
Состоялся первый послевоенный выпуск Барнаульского педагогического института. Дипломы получили 8 словесников, 4 учителя физики и математики. В 1946 г. выпуск оказался еще меньше — 9 человек. Учительский институт в 1945 г. окончили 49 студентов, в 1946 году — 36. Заочный сектор (учительского и педагогического) в 1945—1946 гг. выпустил 29 чел. Таким образом, в 1945—1946 гг. получили здесь образование 135 человек.
Многие из сотрудников института, защищавших Родину с оружием в руках, пали смертью храбрых. В институте, в комнате боевой славы записаны на мемориале имена геройски погибших А.С. Лозгачева, М.С; Ваганова, Н.В. Макарова, В.И. Иванова, Героя Советского Союза А.М.Птухина, Д.А. Серебрянского, Н.Л. Попова, М.М.Стариковой, А.Ф.Плотниковой, А.Мещерякова.
Развитие народного хозяйства в послевоенные годы требовало изменений в работе общеобразовательной школы и, следовательно, в системе подготовки кадров. Барнаульский пединститут перестраивался структурно: на три факультета (физико-математический, литературный и исторический) были приняты студенты закрывшегося в 1952 г. учительского института, студентов естественно-географического факультета перевели для продолжения образования в Томск и Горно-Алтайск.
С 1952-1953 гг. связан ряд преобразований в вузе: был открыт факультет иностранных языков с немецким и английским отделениями. В 1945 г. произошли изменения в связи с подготовкой закона о связи школы с жизнью: вместо специальности «физика» появилась «физика и основы производства» с 5-летним сроком обучения. Затем институт предпринял попытку готовить на физмате учителей широкого профиля: преподающих физику и математику. Однако такой выпуск оказался единственным. На историко-филологическом факультете студенты готовились к преподаванию русского языка, литературы и истории, а на иностранном — предполагалось усвоение слушателями двух языков. Подготовка учителей широкого профиля должна была удовлетворить нужды малокомплектных сельских школ, где учителю приходится подчас вести несколько предметов.
По мере изменения структуры института изменялось количество и характер кафедр, состав кабинетов и лабораторий. В 1945 г. в институте было 7 кафедр, в 1948 — 10: кафедра истории разделилась на кафедры истории СССР и всеобщей истории, появились кафедры иностранных языков, военной подготовки.
Главной задачей института была подготовка высококвалифицированных специалистов. Специфика формирования контингента в послевоенное время обусловлена тем, что в студенческие ряды вливались люди, закаленные войной, имеющие за плечами немалый жизненный опыт: А. Безденежных, Т. Плахин (истфак), П. Эрднев, Л. Грицевский, И. Шапиро (физмат), Герой Советского Союза А.Быстров (факультет естествознания), В. Воронов (литфак) и др. Большинство из них стали директорами школ, другие, защитив кандидатские диссертации, – преподавателями вузов. Проводились встречи старшеклассников со студентами в селах, в вузе проводились дни открытых дверей - так решалась проблема формирования контингента из числа выпускников школ и училищ. Предоставлялись льготы медалистам. Так, в 1952/53 г. их было зачислено 24 чел., 1953/54 — 12,1954/55 — 18,1955/56 — 36,1957/58 — 28 чел. В1957/58 уч. г. из 620 чел., допущенных к экзаменам 94 имели двухлетний стаж работы в школе.
В 50–60-е гг. выпуск преподавателей с высшим образованием составил 5769 чел., из них 3223 - с дневного отделения, 2546 – с заочного.
Институт расширялся: в 1962 г. на литературном и факультете иностранных языков были открыты вечерние отделения (просуществовав до 1967 г., они выполнили задачу комплектования школ города учителями), в 1963 г. начал работать факультет общественных профессий, в 1965 г. открылся факультет физического воспитания. Увеличивалось число кафедр, лабораторий, учебных кабинетов, мастерских. В 1966 г. институт был причислен к вузам второй категории.
В 1970 г. в институте функционировало 4 факультета (физико-математический, историко-филологический, иностранных языков, физического воспитания), где готовились учителя восьми специальностей, с заочными отделениями на каждом. Работали со студентами 19 кафедр, было более 40 учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, два спортивных зала, актовый зал на 400 мест. Институт создал библиотеку, насчитывающую десятки тысяч томов. В 1966 г. был открыт музей В.И. Ленина.
Нерешенной оставалась проблема обеспечения кафедр преподавателями высокой квалификации. В 1968 г. процент специалистов с ученой степенью едва достигал 14. За 25 послевоенных лет было защищено лишь 50 кандидатских диссертаций, два сотрудника работали над докторскими диссертациями и трем преподавателям (А.Д. Козлову, А.А. Худякову, Р.Г. Шлотауэру), не имевшим ученой степени, было присвоено звание доцентов на основании опубликованных ими научных работ.
Коллективные усилия кафедр, деканатов, общественных организаций привели в конечном итоге к тому, что выпускники института в подавляющем большинстве стали хорошими специалистами. Труд многих выпускников 50—60-х гг. получил высокую оценку органов народного образования, партийных и советских органов. Значительное число окончивших в эти годы институт были награждены значком «Отличник народного просвещения РСФСР», многие удостоены звания «Заслуженный учитель РСФСР» (В.А. Гусева, К.М. Буханова, Н.С. Козлов, Н.А. Уженцева и др.). Выпускнице физико-математического факультета Т. Г. Митьковской присвоено звание Героя Социалистического Труда. Учительница русского языка и литературы школы № 40 г. Барнаула Р. С. Овсиевская удостоена звания «Народный учитель школы СССР», более 4000 выпускников награждены орденами и медалями СССР. Немало выпускников 50—60-х годов было выдвинуто на руководящую работу в партийные, советские, комсомольские органы, органы народного образования (В.Н. Гончаров, А.В. Кочетов, В.А. Кудашев, Л.К. Петрик, Н.Г. Устенко, В.Г. Козлов, В.И. Неверов, В.П. Астафьева, А.Б. Варнавских и др.). Десятки бывших студентов пединститута, защитив кандидатские диссертации, стали научными работниками (А.В. Бобров, Н.А. Бочагов, С.С. Былков, Л.Е. Боброва, Л.Н. Зевакина, П.И. Иващенко, А.И. Лизина, Ю.С. Левашов, В.И. Неверов, П.Т. Николаенко, С.Я. Пахаев, Л.К. Петрик, А.И. Плотникова, А.П. Синицын, П.М. Субботин, Н.Т. Молчанов, B.С. Кузьмичев и др.). Выпускники института П.П. Костенков и А.П. Уманский защитили докторские диссертации, П.Э. Эрдниев и М.Р. Львов избраны членами-корреспондентами АПН.
К концу 60-х гг. в институте, которым руководил Пётр Иванович Иващенко, наконец, сложились условия для более эффективной научной работы.
В формировании профессорско-преподавательского состава нашего педвуза на всех этапах его развития большую роль сыграли высшие учебные заведения всего СССР. Например, только за 15 лет (1960 – 1974 гг.) на работу в БГПИ было принято 339 выпускников, окончивших МГУ, ЛГУ, ТГУ, Иркутский, Новосибирский, Липецкий, Днепропетровский, Донецкий, Воронежский, Саратовский, Минский, Тамбовский, Казахский, Башкирский, Пермский, Азербайджанский, Уральский, Вильнюсский, Харьковский, Киргизский, Дальневосточный, Киевский, Ростовский-на-Дону университеты, педвузы: МГПИ им.В.И.Ленина, ЛГПИ им.А.И.Герцена, Бийский, Горно-Алтайский, Калининский, Томский и др. В это же время преподавателями БГПИ стали 259 его выпускников. Со второй половины 70-х годов потребность института в педагогических кадрах на 50 – 75% обеспечивалась за счёт своих лучших выпускников.
С 1973 г. институт возглавил Василий Никандрович Гончаров, проработавший на этом посту четверть века. Именно в 70—80-е гг. БГПИ приобрел основные черты высшего учебного заведения. С 1980 г. в институте действует факультет переподготовки и повышения квалификации руководителей народного образования. На многих факультетах были открыты оснащенные современным оборудованием лаборатории, методические и типовые школьные кабинеты. В учебный процесс внедряются новейшие технические средства обучения. Благодаря усилиям всего коллектива вуз значительно укрепил свою материальную базу: в распоряжении преподавателей и студентов три больших учебно-лабораторных корпуса, пять студенческих общежитий, столовые, библиотека, несколько читальных и спортивных залов, издательство, санаторий-профилакторий «Мечта», спортивно-оздоровительный лагерь «Олимп» на берегу Оби. Научно-исследовательская и научно-методическая работа коллектива тесно связана с потребностями народного образования края, региона и страны. За достигнутые успехи в подготовке кадров для народного образования Барнаульский государственный педагогический институт в 1983 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Накануне пятидесятилетнего юбилея вуз был аттестован государственной комиссией. На основании всестороннего ознакомления с опытом работы института, отзывов комитета образования администрации Алтайского края комиссия Министерства образования сочла целесообразным преобразовать его в педагогический университет (декабрь 1993 г.).
Уже в качестве педагогического университета вуз успешно прошел аттестацию в декабре 1997 г. и аккредитацию в октябре 1998 г.
« Барнаульский учительский институт | Оглавление | Педагогический университет » |
Последнее обновление: 16-03-2011 в 10:56:31